Скульптурные памятники Беларуси


Скульптура (sculpo — высекаю, вырезаю), пластика — вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически трехмерного изображения предмета.
Это древнее искусство со своей богатой историей. Древнейшими памятниками белорусской скульптуры считаются каменная статуя (шкловский идол), относящаяся к первобытной культуре, миниатюрные костяные фигурки птиц и животных (XII—XIII век), найденные на Полотчине, каменные иконки времен Киевской Руси.
Высокого уровня развитие скульптуры достигло в XVII—XVIII веках. Много белорусских мастеров украшало резьбой дворцы и храмы в Русском государстве. Сохранилось немало культовой скульптуры, предназначенной для костелов и храмов. Различают две основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, группа предметов, торс, бюст), которая требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости (фоне). По содержанию и функциям скульптуру подразделяют на монументальную, станковую и скульптуру малых форм. К главным выразительным средствам скульптуры относятся расположение фигуры в пространстве, ее поза, жесты, передача движения, организация объема, сочетание частей, выбор пропорций, силуэта. Объемная скульптура находится в реальном пространстве и строится по законам гармонии формы и содержания, равновесия, ритма, контраста, взаимодействия с окружающей архитектурой или природной средой. Развиваясь в тесном взаимодействии, разновидности скульптуры, тем не менее, имеют свои особенности.
Монументальная (городская, садово-парковая) скульптура рассчитана на конкретное природное окружение и архитектурное пространство, размещается чаще всего в общественных местах — на площадях, улицах, в парках, у фасадов и в интерьерах общественных архитектурных сооружений. Это памятники, монументы, мемориалы, фонтаны, парковая скульптура и т.п. Призванная конкретизировать архитектурный образ, акцентировать и дополнять выразительность архитектурных форм пластическими средствами, монументальная скульптура пропагандирует важные общественные задачи, увековечивает память о выдающихся событиях и людях. В городских монументах, парковых памятниках, мемориальных сооружениях, по размерам больше натуральных, обычно отражается величие и значительность форм, лаконизм пластики, долговечность материала, возвышенность образного строя, широта и активность общения зрителей с произведением. Создаваемые на века, произведения монументальной скульптуры выполняются в бронзе, мраморе, граните.
Станковая скульптура носит камерный характер, создается на станке в мастерской и обычно размещается в выставочных залах, музеях, жилых и общественных интерьерах. Для станковой скульптуры характерны натуральные размеры, подвижная пластика, реализм, портретное сходство, стремление к повествовательности, психологизм.
Скульптура малых форм — это широкий круг произведений небольших размеров, предназначенных для оформления интерьера и имеющих декоративно-прикладные функции (сувениры, статуэтки, медали и др.). Они изготавливаются из разных материалов (гипс, дерево, бронза, мрамор, керамика, пластмасса и др.).
В Беларуси скульптура как вид искусства получает большое развитие в XIX — начале XX века. В 1923 году на базе Витебской народной художественной школы был создан Витебский художественный техникум, сыгравший значительную роль в подготовке профессиональных кадров. Его выпускники 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С.Селиханов и многие другие стали народными художниками Беларуси. Уже в 1925 году на I Всебелорусской выставке демонстрировались скульптурные работы 3. Азгура, А. Бембеля, А. Бразера, А. Глебова, А. Грубе, М. Керзина, А. Орлова и др. Наибольшую известность получили станковые работы: портреты "Кастусь Калиновский", "Тачечник", "Лирник" (А. Грубе), "Франциск Скорина", "Янка Купала" (А. Бразер), первые монументы-памятники В. Ленину (М. Керзин), Ф. Дзержинскому (А. Грубе), И. Песталоцци (А. Бразер) и др.
В 30-е годы XX века скульпторы А. Бембель, М. Керзин, 3. Азгур, А.Глебов, А. Орлов оформляют Дом Правительства в Минске портретами и тематическими рельефами. Затем были украшены скульптурами Дом Красной Армии, Оперный театр, Дворец пионеров. А. Бразер, 3. Азгур, А. Грубе создают великолепные станковые портреты деятелей науки, культуры и искусства, рабочих, колхозников, жанровые работы.
В 40-е годы появляются полные героизма и драматизма выразительные портреты защитников Родины, Героев Советского Союза: Н.Ф. Гастелло, Ф.А. Смолянникова, М.Ф. Сильницкого, М.П. Шмырева (3. Азгур), генерала Л.М. Доватора (А. Грубе), А.М. Матросова, Н. Ф. Гастелло (А. Бембель) и др. Творчество деятелей всех видов искусства второй половины XX века можно объединить одной темой — "Подвиг народа бессмертен".
Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.