БиблиотекаНовостиРазноеВ новом учебном году в образовательном процессе будет использоваться 41 новое учебное пособие: комментарий экспертов

В новом учебном году в образовательном процессе будет использоваться 41 новое учебное пособие: комментарий экспертов

Перед белорусской системой образования поставлена задача к 1 сентября пересмотреть содержание школьных учебных программ и улучшить качество учебников. Что сделано и какие изменения предстоят, рассказывают эксперты.

Валентина Гинчук, заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования:

– В новом учебном году в образовательном процессе будет использоваться 41 новое учебное пособие. 19 из них уже изданы, еще 11 будут отпечатаны к 1 сентября. Остальные учебные пособия, в основном это вторые части учебников, будут использоваться только в втором полугодии, поэтому издаваться будут вплоть до декабря.

Большинство новых учебных пособий предназначено для треть­их и седьмых классов. Кроме того, в первых классах появятся новые буквари. Новый букварь автора Анатолия Клышко появится в белорусскоязычных школах. В учреждениях образования с русским языком обучения первоклассники будут учиться грамоте по букварю Ольги Тириновой. По этим учебным пособиям проводился конкурс. Оба автора в нем победили.

В этом году также появятся и будут использоваться в учебном процессе новый учебник по математике для 5-х классов, а также ряд учебных пособий по иностранным языкам для 5-х и 9-х классов гимназий.

Работа над новыми учебными пособиями началась еще в 2015 году. Первая группа, состоящая из восьми учебников, уже прошла апробацию – она использовалась в образовательном процессе в 2016/2017 учебном году.

По результатам апробации в конце мая текущего года было проведено анкетирование педагогов, которые использовали новые учебники. В нем приняли участие более 5 000 учителей из всех регионов страны. Мы интересовались их мнением о содержании учебных пособий, о том, удалось ли нам его отобрать в соответствии и с учебной программой, и с познавательными возможностями учащихся. Мы спрашивали, доступно ли изложен материал, достаточно ли в нем иллюстраций, целесообразны ли они методически. Причем каждый из показателей просили оценить по пятибалльной шкале. Большинство преподавателей оценили новые учебные пособия на хорошо и отлично.

Сегодня мы работаем над созданием электронного приложения к учебному пособию по информатике для 7-го класса, которое будет обладать бóльшими интерактивными возможностями, чем PDF-версия учебника. В дальнейшем этот опыт может быть реализован при разработке электронных учебных пособий по другим предметам. В целом возможности информационных технологий активно используются при создании новых учебников. Например, создан электронный учебник-навигатор по химии, разработаны электронные приложения к учебным пособиям по предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», учебникам по иностранным языкам. Учащиеся и педагоги могут использовать PDF-версии учебников, которые размещены в свободном доступе на Нацио­нальном образовательном портале. В PDF-версиях новых учебников есть гиперссылки, которые позволяют переходить на другие образовательные ресурсы, размещенные на портале.

Особенностью новых учебных пособий является, в частности, национально ориентированное содержание. Мы рекомендуем авторам при разработке учебных пособий включать тексты о достижениях белорусской промышленности, памятниках культуры, победах спортсменов и другие. Сам факт информирования об этом имеет воспитательное значение. Ученики видят, что у нас есть серьезные достижения в разных сферах, которыми мы можем гордиться.

Например, в новом учебном пособии по истории Беларуси для 6-х классов появилась руб­рика «Исторические достопримечательности». Она знакомит учащихся и опосредованно их родителей с теми памятниками истории, культуры, архитектуры, которые сохранились до нашего времени. Авторы учебника предлагают посетить их вместе с родителями или одноклассниками. Соответствующая рубрика будет представлена и в новом учебном пособии по истории Беларуси для 7-х классов. Предполагается, что она станет традиционной во всех учебных пособиях по истории Беларуси.

Мы нацеливаем авторов на то, чтобы вопросы и задания были не только направлены на освоение предметного содержания учебного материала, но и позволяли ученикам выражать свое эмоцио­нально-ценностное отношение к изучаемому материалу, ориентировали на аргументацию собственного мнения об изучаемых событиях, фактах, явлениях, процессах.

Одним из условий снижения учебной нагрузки является нормирование домашних заданий. Поэтому в инструктивно-методических письмах мы ориентируем педагогов на то, что основной учебный материал ученики должны усваивать на уроке. Цель домашних заданий заключается в том, чтобы повторить и закрепить изученное. Новый материал, который не усвоен на уроке, не должны задавать в качестве домашнего задания.

Существует строго нормированное документом Министерства здравоохранения время на подготовку домашних заданий. Оно определено для всех учебных предметов в учебный день, поэтому педагоги должны помнить, что ученику нужно готовить задание не только по их предмету. Каждый учитель, наверное, считает, что его предмет самый главный, но при определении домашнего задания важно учитывать, что ученик кроме физики, например, будет выполнять домашнее задание по истории, русскому языку, литера­туре.


Ольга Зеленко, заместитель директора по научно-исследовательской работе Национального института образования:

– Чтобы избавить учащихся от излишней нагрузки, разработчики учебных программ предприняли следующее. Во-первых, конкретно прописаны требования к результатам учебной деятельности по каждому разделу программы по всем предметам, чтобы педагог контролировал знания и умения учащихся по заданным критериям и показателям. Во-вторых, изучение отдельных сложных для восприятия тем перенесено в старшие классы либо переведено с базового уровня изучения на повышенный. Например, в курсе биологии теперь только на повышенном уровне изучают такие разделы, как «Поведение как результат эволюции», «Структурная организация и регуляция функций живых организмов». В курсе математики только на повышенном уровне теперь будут изучать тему «Производная».

Отдельные темы будут преподавать на уровне общего представления или переведут с теоретического на практический уровень освоения. То есть учащийся не обязан запоминать формулировки правил по определенным темам – он будет изучать этот материал на конкретных примерах. Также проведена работа по согласованию содержания отдельных учебных предметов, чтобы исключить дублирование близких тем в рамках предметов одной образовательной области.


Ирина Каржова, заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования:

– До 2015 года действовали учебные программы, утвержденные в 2008-м, когда срок получения общего среднего образования был изменен с 12 лет на 11. Использование учебных программ 2008 года показало, что они были перегружены учебным материалом, в отдельных темах не были учтены межпредметные связи. К примеру, некоторые темы по физике изучались раньше, чем по математике. Отдельные темы не соответствовали возрастным особенностям учащихся. В учебных программах не было времени для отработки материала, что затрудняло как качественное преподавание, так и усвоение материала учащимися. Все эти недостатки необходимо было устранить при переработке программ в 2015 году.

В то же время нельзя их упрощать бесконечно, потому что можно потерять то качество образования, которым мы гордимся. В этом году мы поставили точку по вопросу обновления содержания учебных программ. В настоящее время они по всем предметам утверждены и размещены на Национальном образовательном портале.

Количество контрольных работ по каждому предмету в каждом классе регламентировано и определено Министерством образования. В соответствии с нормативными документами, в частности, санитарными нормами и правилами, в день не может быть больше одной контрольной работы. Причем контрольную работу нельзя выполнять на первом и последнем уроке. Об этом должна позаботиться администрация школы. Кроме того, она должна отслеживать, чтобы учителя не давали детям проверочные работы на 45 минут на каждом уроке. Если нужно провести тестовый контроль, то он должен занять 15 минут, а дальше класс продолжает работу.

В этом году в инструктивных письмах для педагогов подчеркивается, что нужно нормировать объем домашнего задания. Также внимание учителей обращают на то, что задания со звездочкой должны задавать детям только по их желанию и они не могут влиять на оценку в сторону ее снижения.


По материалам газеты «Минский курьер»

Вы можете прислать нам свой вопрос. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.